leftlander


За неимперское искусство!

и ещё нужно победить в себе фотографа...


Previous Entry Share Next Entry
О Звереве
leftlander
Вот такая небольшая статья о выставке Зверева вышла у меня в Газете Недели в Саратове. Название, как всегда, не моё - на название у меня мозгов не хватает. Это удивительный художник. Когда-то знакомство с его произведениями оказало на меня очень серьезное, важное до настоящего времени впечатление.

Странный и очень свободный.
Легенды и холсты Анатолия Зверева

В Радищевском музее проходит большая выставка работ одного из самых известных художников прошлого века Анатолия Тимофеевича Зверева представленная тремя столичными коллекционерами. Внимательный саратовский зритель уже имел возможности познакомиться с работами этого художника, чьи произведения украшают крупнейшие музеи мира. Но эта выставка – самая представительная.

 

Рассказывать об Анатолии Звереве не просто, так как повествование неминуемо переходит в какую-то странную сказку-легенду. Легенда известна многим, но она постоянно дополняется новыми нюансами, которые становятся всё менее и менее правдоподобными. Это не случайно, так как сам Зверев, судя по воспоминаниям, находился в странном состоянии почти постоянной игры на грани с шутовством, эмоционального накала, готовности в любой момент выплеснуть эмоции на окружающих или поверхность картины. При всей изысканности его лучших работ, их можно воспринимать как артефакт, как то, что осталось от перформенса, а сам процесс создания картины – и есть наиболее значимое произведение. Экспрессивные картины Зверева, создаваемые несколькими росчерками в значительной степени дискредитировали результаты длительного обучения с гипсами в академиях, подготовительных набросков, этюдов, выверенные позы и выражения лиц на произведениях официальных художников советского времени.

Одним из значимых моментов в карьере Зверева стал Московский фестиваль молодежи и студентов, когда в парке Горького была открыта общая площадка для демонстрации художниками своих возможностей. И не только для Зверева – тогда начался карьерный взлет Ильи Глазунова, показавшего чудеса реалистического парадного уличного льстивого портрета. Но Золотую медаль фестиваля знаменитый мексиканец Альфаро Сикейрос, отдал именно Звереву. Тот тоже делал портреты и тоже реалистические, но не парадные, а тонкие и эмоциональные, и в формате нескольких метров. Опять же, по легенде, то ли веником, то ли шваброй за считанные минуты.

Подозреваю, что каждая эпоха порождает некий свой эталонный образ художника для массового сознания. Вероятно, именно Зверев в максимальной степени воплотил в своей жизни образ странного советского юродивого, существовавшего параллельно государственной системе. Сильно пьющего, не вписывающегося в официальные институции, противопоставляющего себя власти (скорее, не замечающий ее существование), не имеющего положенного образования, мастерской, статуса. Зато создающего странные и очень свободные произведения, живущего в окружении друзей и поклонников, которые ценят его высказывания об этом мире, принятого мировым художественным сообществом.

Сегодня, кажется, легенда о Звереве столь разрастается, что в некоторой степени затмевает собственно произведения. И это жалко. Мастерство этого автора не нуждается в дополнительных мифах и доказательствах. Чему можно получить подтверждение на выставке. 

  Алексей Трубецков

?

Log in

No account? Create an account